- ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОСТИ
- – рассмотрение общества, биосферы,ноосферы, мироздания и т.п. как взаимосвязанных процессов и формирование«организмического» видения в понимании природы. Природа, общество и человек начинают рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах, а нарушение их приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы. Все более укрепляется идея взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целое. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя. Получает развитие так называемая биосферная этика. В конце XX в. начинает проявляться тенденция сближения естественных и гуманитарных наук, науки и искусства, науки и религии. Если раньше естествознание ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности, а гуманитарные науки – на постижение человека, человеческого духа, культуры, то сегодня для всех наук приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами. Идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки. Но имеет место и обратный процесс. Исследование наукой саморазвивающихся социальных и «антропологических» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания, т.е. наблюдается тенденция к конвергенции научно-технической и гуманитарно-художественной культур, где человек оказывается доминантой этого процесса. Всё более распространяется убеждение в слабости европейского рационализма и его методов и ученые Запада всё чаще обращаются к традициям восточного мышления и его методам. Различие восточного и западного типов культур всё более пронизывает жизнь современной цивилизации и влияет на пути осмысления возможных перспектив развития человека.
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.